Линда: Я - не белая ворона, скорее черная

You are here

Биография

Линда родилась в греческом поселке Кентау, расположенном на границе Казахстана с Китаем. Говорят, что Сталин в "эпоху переселения" ссылал туда греков. Их верования, в сочетании с местными обычаями, дали странную смесь культур. "Я жила в очень красивом месте, в поселке городского типа, где селились люди разных национальностей, вспоминает Линда, - каждый жил в своем мире. Каждый выражался по-своему. Было очень интересно наблюдать за поведением людей, ведущих такой разный образ жизни, имеющих такое разное мышление, но, тем не менее, понимающих друг друга с полуслова". Среди самых ярких воспоминаний маленькой Линды - встреча восхода солнца вместе с бабушкой: "Это был праздник среди гор, среди степей… Над тобой огромное, бесконечное небо. До сих пор вспоминаю те места с удовольствием - они дикие и волшебные".

Когда Линда училась во втором классе, ее семья переехала в Тольятти. Там, прежде чем перебраться в Москву, Линда закончила семь классов. Город Тольятти, в сравнении с крохотным поселком, казался гигантским мегаполисом: "В 12 лет я впервые села на автобус и испытала настоящий шок. У меня на родине не было механического транспорта. Иногда приезжали машины, но это было редкостью". В Тольятти Линда жила на Коммунистической улице в Комсомольском районе. Училась в школе №6 - почти на одни пятерки. Проблемы возникали только с поведением: в школе Линда была очень драчливой девочкой. А дома скромной и послушной. Долгое время занималась в труппе профессиональных циркачей под руководством мастера спорта по акробатике - Гройсмана. Была воздушной гимнасткой. Параллельно, в течение трех лет занималась восточными единоборствами - "Айкидо".
Еще в средней школе в Тольятти начала увлеченно заниматься музыкой.

В возрасте 15 лет, вместе с семьей Линда переехала в Москву. И тут случайно попала в поле зрения руководителя народного ансамбля театра "Эрмитаж" - Юлия Гальперина. Параллельно учебе в средней школе начала работала в качестве солистки в театре "Эрмитаж". А затем поступила на вокальное отделение Гнесинского училища. Именно тогда послушной дочери пришлось впервые поссориться с папой. Потому, что родители Линды очень хотели, чтобы она стала юристом, как и ее старшая сестра. Но Линда упорно сопротивлялась: "Эта профессия меня не привлекала потому, что ее условности помешали бы моему собственному восприятию окружающего мира". Родители советовали одуматься, но Линда, всем наперекор, сделала свой сознательный выбор. Сначала учебу в Гнесинке даже приходилось скрывать от папы: "Я воспитывалась в очень строгой семье и всегда подчинялась ее законам, которые уважаю до сих пор: быть преданной, искренной, честной. Но, несмотря на постоянный контроль, я всегда реализовывала свои фантазии". В конце концов, родители уступили решению дочери.

Отец Линды, несмотря на непослушание дочери, согласился поддержать ее непростое начинание. За что впоследствии Линде неоднократно доставалось от прессы. Впрочем, Линду сейчас это обстоятельство совершенно не смущает: "Я не вижу ничего плохого в том, что мне помог отец. На мой взгляд, родители должны помогать детям найти свой путь, и я благодарна ему за это. Теперь я встала на ноги и могу сама зарабатывать. А что до людей, то они всегда найдут повод осудить кого-то, кто удачливее других".
Удачно пройдя экзамен, на котором пришлось петь русские народные песни, Линда поступила на вокальное отделение к педагогу Владимиру Хачатурову. "Линда - тонкий и очень чистый человек, именно это чувствуется в ее музыке, - такими словами учитель характеризовал свою ученицу. - Есть такие люди, которых невозможно запачкать. А вообще курс, на котором она училась, был сильным, хорошим, но не отличался от других… У нас ведь зачастую происходит, как в сказке Андерсена: учатся неказистые утята, которые затем превращаются в прекрасных лебедей. Так и здесь. Тот, кто приходит ко мне, уже не ленится. Кто ленится - того я выставляю за дверь. Учиться очень трудно. Она выдерживала нагрузки. А пришлось ей непросто, что-то приходилось догонять. Она закончила музыкальную школу, но больше было "домашнего" образования. Очень много ей дали ее практические "университеты" - она очень быстро, уже через три года начала заниматься своим проектом. Не раз мы слушали с ней в нашем классе известных "совковых" композиторов и выдающихся продюсеров, которые предлагали ей совместную работу. Она чувствовала - все это не про нее. И отказывалась. А ведь там были гарантии, что ее раскрутят… И все-таки она нашла себя".

"Песни тибетских лам"

"На диске написано: альбом не несет никакого религиозного смысла, любые совпадения являются случайностью".
Просто название ’Песни тибетских лам’ показалось нам красивым и поэтичным".
Из интервью журналу "ОМ", 1996 год.

Первый образ Линды - с усами - сделал стилист Александр Шевчук. Девушка выглядела взрослой, холодной, порочной - короче говоря, совсем не такой, какая она есть на самом деле. Музыку к ее первой песне "Игра с огнем" написал Андрей Мисин, он же сделал аранжировку. Аранжировка получилась чересчур сложной, а песня - затянутой. Неизвестно, что было бы дальше, но звезды в этом году высветили Линде серьезную удачу: режиссер первого клипа Федор Бондарчук познакомил Линду с группой "Конвой". После кратковременного затишья, весной 1996 года, на свет появились сразу несколько клипов. Они снимались оператором Максимом Осадчим и режиссером-мультипликатором Арменом Петросяном. Первый альбом записывался на студии "Кристальная музыка", а ролик "с песками и пустыней" был сделан в Подмосковье. Снимать клипы за границей сочли излишеством. Пальто Линды в клипе "Круг от руки" сплели из чистого крученого льна две норвежские женщины. Из-за использования ковровой техники ткань получилась плотной как дерюга. В древней Норвегии не кроили одежду. Детали пальто выплетались точно по лекалам, оставшимся от бабушек. Знаки, нанесенные на лицо Линды, рисовались с помощью грима: компьютер, по тем временам, был слишком дорогим удовольствием.

"Песни тибетских лам" - изысканное смешение самой разнообразной экзотики: восточные и африканские интонации здесь мирно уживаются с шотландскими напевами и российской духовностью" - так характеризовала альбом пресса. Символы и знаки настолько "сроднились" с образом Линды, что сразу же возник вопрос о ее мировоззрении. "Я - не буддистка, а христианка" - об этом Линде неоднократно пришлось заявлять впоследствии. Впрочем, многие и до сих пор не верят.
Концепция пластинки "Песни тибетских лам" был составлен таким образом, что каждая последующая песня по смыслу перекликалась с предыдущей. Тексты песен невозможно было воспринимать в отрыве друг от друга. Общий концепт - вхождение девочки во взрослую жизнь через отношение к религии.

"От изначальной нетронутости, чистоты сознания через сексуальный и социальный опыты девочка входит в ад взрослых. Она становится зомби любви, и эта страсть приводит ее в "грязную воду", в постели мужчин и женщин. Кстати, "песня "Киска" является первой открыто-лесбийской композицией" - так об альбоме отозвался журнал "Ом".
"Песни тибетских лам" - первый альбом российского исполнителя, который был издан звукозаписывающей компанией Японии и успешно реализован на японском рынке

Первые концерты

Первый большой концерт состоялся в декабре 1995-го года в Санкт-Петербурге. Тогда же Линда отправилась в первое гастрольное турне. Уже в статусе "звезды" она посетила город детства - Тольятти. В фойе тольяттинского ДК тут же устроили шоу местные кришнаиты. "Мы не имеем отношения к этой религии, просто они всегда, в каждом городе приходят на наши концерты - поют и танцуют - потому, что им нравится наша музыка, - прокомментировала Линда.
Тогда-то и началось настоящее взросление. Это был путь на ощупь. "Я еще слишком мала, чтобы решать что-то сама, я еще не готова к серьезной литературе, философскому осмыслению", - так говорила Линда журналистам. Новыми пристрастиями Линды стали Питер Габриэл ("мне очень нравилась его пластинка "Passion", я с ума от нее сходила"), Бьорк, Шиннед О’Коннор и, разумеется, этническая музыка - китайская, японская и тибетская.

"Я - Ворона"

У инков ворона была символом благополучия, удачи, ярких впечатлений. У меня "ворона" ассоциируется с умом и незащищенностью. Я - не белая ворона, скорее черная".
Из интервью журналу Elle, 1998

Настоящую высоту взяла "Ворона". "Первый альбом только задал тон - вспоминают очевидцы, - а этот - полноценный масштабный успех: рекордные продажи и сумасшедшие гастроли".

В записи песни "Северный ветер" принимал участие хор шотландских бабушек. Песню "Никогда" писали совместно с детским хором. Они, совсем маленькие, вытягивали шейки, очень старались правильно спеть. Получилась чистая, добрая песня. Сделать песню "Ворона" помогли друзья, специалисты по редким народным инструментам из Шотландии, Англии, Германии, Норвегии. Кое-кто из низ них принимал участие в записи альбомов Enigma. "Ворона" на 80% записывалась в живую: использовалось семнадцать экзотических народных музыкальных инструментов, которые требуют персонального подхода. Например, чтобы добиться определенного звучания одной экзотической дудки, музыканту нужно раскачиваться как маятник.

Гастроли

О гастролях Линды ходили самые невероятные слухи. Стадионы ревели, народ сметал омоновцев со щитами. В Одессе, во время приезда Линды, происходили массовые беспорядки - когда Линда появилась на балконе мэрии, толпа остановила движение в центре. А потом - чуть не разрушила самый пафосный клуб городов, в котором Линда выступала единственный раз.

На одном из концертов украинского тура Линда, танцуя, споткнулась о коммутационные провода, упала и повредила ногу. Местный врач, осмотрев ногу, констатировал растяжение. Тогда Линда продолжила гастроли. И только более тщательный осмотр в Москве, по возвращении из тура, показал: три пальца на ноге были сломаны.

Скандалы

А их, при такой популярности, хватало с избытком. Все началось с Мадонны, в клипе которой кружили черные вороны. Известно, что международные агенты американской звезды не дремлют: ищут идеи там, где другим "суперзвездам" искать даже и в голову не приходит. Но подавать в суд на Мадонну "Кристальная музыка" и, в первую очередь, сама Линда, разумеется не стали: идей-то в голове еще много Бери, Мадонна, пользуйся!

Второй скандал вышел куда менее смешным и веселым. Все началось с того, что в центральной московской газете с утра пораньше люди читали огромный заголовок: "Мир хоронил Версаче, Москва оплакивала Линду". Газете тут же вторила популярная радиостанция: она сообщила, что в свежих номерах можно будет прочитать о том, что Линда скончалась от передозировки наркотиков. Живая и здоровая Линда, которая не пьет, не переносит сигаретный дым, и ни разу в жизни не пробовала наркотики к мнимой смерти отнеслась с героическим спокойствием. Дала ряд интервью, утешила отчаявшихся было поклонников, сказав, что уже слегка устала от народных домыслов и слухов (в последнем из них утверждали, что Линда - одиннадцатилетний мальчик). Что же касается наркотиков - то на этот счет Линда высказалась коротко и ясно: "если вы внимательно слушали песню "Марихуана", в ней поется - не бери ее!". И вообще, вся "Ворона" намеренно экологична".

Коротко о Главном

Команда:
В группу Линды входят следующие музыканты:
Александр Касьянов - клавишник-аранжировщик;
Евгений Поздняков - гитарист, композитор, аранжировщик;
Олег Радушнов - Бас-гитара, ситар, варган;
Олег Пишко - гитарист-виртуоз
Виктор Анисимов - барабанщик
Мурари - скрипка, этнические танцы
Михаил Кувшинов - саунд-продюсер, звукорежиссер.

Факты

Линда - "Открытие года" Фестиваля "Поколение - 94"
Линда - Лауреат "Российской профессиональной премии "Звезда" 1995 года.
Линда - Лауреат Премии Фестиваля "Поколение - 95"
Линда признана лучшей певицей 1996, 1997 и 1998 годов по итогам опроса читателей и профессионального жюри ежемесячной общероссийской профессиональной газеты "Живой звук".

Песня Линды "Северный ветер" признана "Лучшей Российской Песней года" по итогам 1996 года по опросу слушателей популярнейшей молодежной радиостанцией "Радио Максимум" (Москва, С.-Петербург, Пермь).
Песня Линды "Никому я тебя не отдам" признана "Лучшей Росийской Песней года" по итогам 1997 года по опросу слушателей "Радио Максимум".

Линда признана лучшей певицей 1997 и 1998 годов по итогам опроса читателей газеты "Московский Комсомолец"
Линда признана лучшей певицей 1997 и 1998 годов на радиостанции "Европа плюс" (вещание в более 600 городах СНГ)

Рекордное количество зрителей за всю историю Российского шоу-бизнеса - 400 тысяч зрителей было собрано Линдой на концерте на "Певческом поле" в г. Киеве 1 сентября 1997 года.

27 мая 2001 года состоялась презентация альбома "Зрение" на совместном концерте с популярнейшей европейской командой "Guano Apes" на Ходынском Поле в г. Москве при 50 тыс. зрителей.

За этот период снято уже пятнадцать видеоклипов, пользующихся огромной популярностью, признанных профессионалами, и завоевавших много призов, в том числе и Национальную Премию "Звезда" в номинации "Лучший видеоклип года". Некоторые из них были в ротации на западных телеканалах.