Куплетно-припевная форма (verse-chorus form)

You are here

Куплетно-припевная форма является наиболее популярной в современной поп-, рок-, госпел-, R&B и кантри музыке. Куплет и припев построены, как правило, на разном или даже контрастном музыкальном материале, причем в припеве не только мелодия, но и текст обычно повторяется без изменений, исключая  последнее проведение, которое часто бывает расширено для достижения особого эффекта.

Сюжетная линия песни, как правило, излагается в куплетах, припев же содержит некую основную мысль – это часто бывает строчка, содержащая заголовок песни, т.н. «крючок» (hook), который и запоминается в первую очередь, не только за счет повторения, но и как наиболее яркий и выразительный фрагмент композиции.

Стандартная схема такой композиции выглядит следующим образом (M.Pilhofer, H.Day, Теория музыки для чайников):

 

Конечно, в большинстве случаев наблюдаются разнообразные отклонения от указанного "стандартного" формата. например, после связки может следовать еще одн куплет, а не сразу припев (Joe Dassin - Les Champs-Élysées):

 

Первому куплету могут предшествовать два (и больше) куплетов, а не один, "заглавная строчка" может быть в конце куплета, как в single-verse form (Van Morrison - Brown Eyed Girl):

Hey, where did we go
Days when the rains came ?
Down in the hollow
Playing a new game,
Laughing and a-running, hey, hey,
Skipping and a-jumping
In the misty morning fog with
Our, our hearts a-thumping
And you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Whatever happened
To Tuesday and so slow
Going down to the old mine with a
Transistor radio.
Standing in the sunlight laughing
Hide behind a rainbow's wall,
Slipping and a-sliding
All along the waterfall
With you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Do you remember when we used to sing
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Just like that
Sha la la la la la la la la la la dee dah
La dee dah.

So hard to find my way
Now that I'm all on my own.
I saw you just the other day,
My, how you have grown!
Cast my memory back there, Lord,
Sometime I'm overcome thinking about
Making love in the green grass
Behind the stadium
With you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Do you remember when we used to sing
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Laying in the green grass
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Dee dah dee dah dee dah dee dah dee dah dee
Sha la la la la la la la la la la la la
Dee dah la dee dah la dee dah la
D-d-d-d-d-d-d-d-d-d...

 

Вместо секции Bridge может использоваться модуляция в другую тональность (Abba - Money, Money, Money):

 

Припев может быть расширен, секция Bridge может содержать, например, фрагмент одного из куплетов как переход к припеву (Cher - Runaway):

Nobody said it would be easy
Nobody gives you guarantees
'cause a heart can always be broken
And there can be no loving without tears

Runaway to a place where nobody knows
Runaway gotta let this feeling go
Runaway; if I can't find love,
I'm gonna runaway

Nobody's looking for perfection
How could they give it in return?
But I told my heart to believe you
And you just gave your love to anyone

Runaway to a place where nobody knows
Runaway gotta let these feelings go
Runaway 'cause I don't want to hurt anymore
Though my heart is always searching
If I can't find love,
I'm gonna run away

'Cause a heart can always be broken
And there can be no lovin' without tears

Run away to a place where nobody knows
Run away -- gotta let these feelings go
Run away and I don't want to hurt anymore
Though my heart is always searching
If I can't find love,

 

Как правило, секция Bridge бывает чисто инструментальной или смешанной (примеры её сюжетно-композиционного использования мы рассмотрим в следующем разделе), она может быть построена на музыке куплета или припева, а, например, в композиции Stars группы Simple Red, она полностью повторяет вступление:

 

В рок-музыке секция Bridge, как правило, используется для инструментального соло:

 

Композиция может вообще начинаться с припева и/или заканчиваться куплетом.