Синтезатор «АНС»

You are here

Синтезатор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор (назван конструктором «АНС» в честь композитора Александра Николаевича Скрябина). Рабочая модель синтезатора была закончена в 1958 году.

Принцип действия устройства основан на используемом в кинематографе методе оптической записи звука, позволяющем получать видимое изображение звуковых волн — сонограмму (спектрограмму звука), а также наоборот — синтезировать звук из искусственно записанного изображения звуковых волн. При оптической записи звуковой сигнал управляет световым потоком, который создает на кинопленке засвеченную полоску переменной ширины или плотности. Для воспроизведения оптической фонограммы используется источник света и фотоэлемент, между которыми протягивается кинопленка. Изменение яркости светового потока при прохождении через кинопленку вызывает изменение тока через фотоэлемент. Полученный электрический сигнал усиливается и воспроизводится через громкоговоритель.

В синтезаторе АНС данный метод применяется для генерирования звука и записи музыкальной партитуры. Синтезатор содержит 4 прозрачных вращающихся диска с нанесенным на них рисунком, который изменяет (модулирует) проходящий через диски световой поток. Рисунок на дисках подобран таким образом, что при прохождении через них света образуется 576 областей, в каждой из которых свет модулируется с увеличивающейся частотой. Таким образом генерируется 576 уникальных звуковых волн. Синтезатор использует строй с 72 звуками в октаве, что позволяет приблизиться к звукам натурального строя.

Синтезатор не имеет клавиатуры. Музыкальное произведение для синтезатора должно быть подготовлено заранее и воспроизводится автоматически, используемый механизм можно рассматривать как разновидность секвенсора. Запись произведения выполняется на прозрачной пластине, покрытой краской. С помощью резца часть краски с пластины удаляется и создаются просветы. При воспроизведении партитуры световой поток, модулированный с помощью дисков, проходит через щель, ограничивающую участок партитуры, направляется сквозь пластину и улавливается фотоэлементами. Просвет в пластине позволяет потоку света, модулированному с определенной частотой, попасть на фотоэлемент и создать звук. Положение просвета в пластине определяет высоту, а ширина просвета — громкость звука.

Во время исполнения произведения пластина перемещается перед щелью с помощью электропривода.

Фактически, рисунок на пластине является спектрограммой звука. Для упрощения записи музыкальных произведений используется специальное приспособление (кодер), на котором выделены звуки 12-тонового строя, а также предусмотрена передвижная каретка со шкалой основных обертонов. Однако на сам рисунок партитуры никаких ограничений не накладывается, поэтому он может быть произвольным.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов на АНСе экспериментировали молодые композиторы-новаторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Андрей Волконский, Станислав Крейчи, Пётр Мещанинов, позже Александр Немтин и другие.

В 1971 году композиторы Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев и Олег Булошкин записали свои произведения с использованием этого синтезатора. Этот материал был издан на фирме «Мелодия» в 1990 году как пластинка «Музыкальное приношение».

В 1960-е и 1970-е годы АНС использовался для записи саундтреков к художественным и документальных фильмам на модную тогда «космическую» тематику. Создавал саундтреки к фильмам, главным образом, Эдуард Артемьев (например, к фильму «Солярис» Андрея Тарковского).

Синтезатор используется и сейчас для создания различных экспериментальных композиций (Coil, Cisfinitum, Bad Sector, James Fei, Zweiss, Alva Noto)

 

Sofia Gubaidulina: Vivente - Non vivente (1970)

 

Эдуард Артемьев, 12 взглядов на мир звуков

 

С. Крейчи - Интермеццо

 

Виртуальная реализация синтезатора «АНС»

Wiki

Эдуард Артемьев об АНС, Синти 100 и др.